Правительство Севастополя

Управление государственной регистрации
права и кадастра Севастополя

Главная страница » Статьи » Получение государственных услуг в электронном виде


Как получить государственные услуги, оказываемые Росреестром в электронном виде?

Для формирования заявления и подачи документов в электронном виде на портале Росреестра (rosreestr.ru; раздел Электронные услуги и сервисы) необходимо использовать электронную подпись.

Электронная подпись (ЭП) предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ, и является полноценной заменой (аналогом) собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом.

Правовые условия использования электронной подписи в электронных документах регламентирует Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Получить юридически значимый сертификат электронной подписи можно в удостоверяющем центре (УЦ).

Получить подробную информацию об электронной подписи, способах её получения и использования можно на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России): http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/4/#section-faq.

1. Получение электронной подписи

Для получения квалифицированного сертификата электронной цифровой подписи следует обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр или его филиал.

Для получения квалифицированного сертификата электронной подписи физическими лицами требуются:

  • личное присутствие;
  • основной документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС);

Для получения квалифицированного сертификата электронной подписи юридическими лицами требуются:

  • учредительные документы;
  • документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе заявителя.

Сертификат и ключи электронной подписи записываются на сертифицированный электронный носитель — электронную карту или флеш-накопитель. Платность получения сертификата и ключей электронной подписи определяется регламентом удостоверяющего центра.

По состоянию на апрель 2020 года цены на изготовление сертификата ЭП начинаются от 1000 рублей и зависят от компонентов, включенных в ЭП и дополнительных услуг по сопровождению. Сертификат выдается сроком на 1 год.

Запросы о предоставлении сведений из ЕГРН необходимо подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), содержащей идентификаторы, позволяющие получать услуги Росреестра. Чтобы знать, какие именно идентификаторы должна содержать получаемая УКЭП, на официальном сайте Росреестра размещено распоряжение Росреестра от 20.05.2019 № Р/0083, (распоряжение Росреестра Р/0083 в редакции от 01.11.2019).

Перечень УЦ, действующих на территории Севастополя, можно найти на «Инвестиционном портале Севастополя» http://investsevastopol.ru/ru/ecp.

2. Использование электронной подписи

Для корректной работы на портале Росреестра при отправке документов и заявлений в электронном виде, на компьютере пользователя должно быть установлено соответствующее программное обеспечение:

Перед началом работы с полученным в УЦ сертификатом электронной подписи, следует предварительно установить сертификат Главного удостоверяющего центра в «Доверенные корневые центры сертификации», сертификат удостоверяющего центра в «Промежуточные центры сертификации, а затем установить свой сертификат в «Личное» хранилище. Сертификаты и инструкции, как правило, предоставляются удостоверяющим центром.

При подписании документов (в программе КриптоАРМ (инструкция КриптоАрм) или в другом сервисе) необходимо придерживаться следующих правил:

  • выходной формат .sig – DER-кодировка;
  • выбрано сохранение подписи в отдельный файл (в этом случае размер файла подписи составляет единицы килобайт);
  • после подписания имя файла и подписи менять нельзя;
  • при необходимости добавить подпись к уже подписанному файлу, выбирается действие «Добавить подпись» вместо «Подписать».

Проверить корректность установленного программного обеспечения и сервис работы электронной подписи в браузере можно на тестовой странице:
ЭЦП в браузере.

Возникающие вопросы функционирования электронной подписи и портала Росреестра рассмотрены в разделе «Часто задаваемые вопросы»

Владелец сертификата ключа обязан:

  • хранить в тайне закрытый ключ;
  • не использовать для электронной цифровой подписи и шифрования открытые и закрытые ключи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;
  • немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа нарушена (компрометация ключа);
  • обновлять сертификат ключа подписи в соответствии с установленным регламентом.

3. Работа с порталом Росреестра

Электронные услуги Росреестра доступны по ссылке: Электронные услуги и сервисы.

Электронные услуги ведомства, в том числе подача запросов и заявлений в электронном виде, доступны гражданам посредством использования сервиса «Личный кабинет» на официальном сайте Росреестра (https://lk.rosreestr.ru/#/services). При открытии сервиса «Личный кабинет» правообладателю доступна возможность обращения в орган регистрации прав с интересующим его видом заявления на осуществление государственного кадастрового учета и/или регистрационных действий в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, либо с запросом сведений ЕГРН. Кроме того, пользователь электронного сервиса «Личный кабинет» в on-line режиме получает актуальную информацию о принадлежащих ему объектах недвижимого имущества, их характеристиках с учетом всех произведенных изменений в сведениях. Указанная информация доступна в разделе «Мои объекты» сервиса в отношении всех объектов недвижимости, принадлежащих правообладателю-пользователю сервиса и находящихся в любом регионе Российской Федерации. Дополнительно в сервисе реализована возможность проверки сведений об объекте недвижимости, содержащихся в «Личном кабинете» на сайте Росреестра с аналогичными данными других электронных ресурсов, к примеру, со сведениями о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащимися в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте Федеральной налоговой службы.

Для открытия сервиса «Личный кабинет» пользователю сайта Росреестра понадобятся логин и пароль, используемые на портале госуслуг Российской Федерации (при наличии на портале gosuslugi.ru профиля гражданина), т.к. на территории Российской Федерации используется единая система идентификации и аутентификации для получения доступа к государственным услугам в электронном виде.

Видеоинструкции Росреестра по работе с порталом и электронной подписью: