Для формирования заявления и подачи документов в электронном виде на портале Росреестра (rosreestr.ru; раздел Электронные услуги и сервисы) необходимо использовать электронную подпись. Электронная подпись (ЭП) предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ, и является полноценной заменой (аналогом) собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом. |
Правовые условия использования электронной подписи в электронных документах регламентирует Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Получить юридически значимый сертификат электронной подписи можно в удостоверяющем центре (УЦ).
Получить подробную информацию об электронной подписи, способах её получения и использования можно на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России): http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/4/#section-faq.
Для получения квалифицированного сертификата электронной цифровой подписи следует обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр или его филиал.
Для получения квалифицированного сертификата электронной подписи физическими лицами требуются:
Для получения квалифицированного сертификата электронной подписи юридическими лицами требуются:
Сертификат и ключи электронной подписи записываются на сертифицированный электронный носитель — электронную карту или флеш-накопитель. Платность получения сертификата и ключей электронной подписи определяется регламентом удостоверяющего центра.
По состоянию на апрель 2020 года цены на изготовление сертификата ЭП начинаются от 1000 рублей и зависят от компонентов, включенных в ЭП и дополнительных услуг по сопровождению. Сертификат выдается сроком на 1 год.
Запросы о предоставлении сведений из ЕГРН необходимо подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), содержащей идентификаторы, позволяющие получать услуги Росреестра. Чтобы знать, какие именно идентификаторы должна содержать получаемая УКЭП, можно обратится к распоряжению Росреестра от 20.05.2019 № Р/0083.
Для корректной работы на портале Росреестра при отправке документов и заявлений в электронном виде, на компьютере пользователя должно быть установлено соответствующее программное обеспечение:
Перед началом работы с полученным в УЦ сертификатом электронной подписи, следует предварительно установить сертификат Главного удостоверяющего центра в «Доверенные корневые центры сертификации», сертификат удостоверяющего центра в «Промежуточные центры сертификации, а затем установить свой сертификат в «Личное» хранилище. Сертификаты и инструкции, как правило, предоставляются удостоверяющим центром.
При подписании документов (в программе КриптоАРМ (инструкция КриптоАрм) или в другом сервисе) необходимо придерживаться следующих правил:
Проверить корректность установленного программного обеспечения и сервис работы электронной подписи в браузере можно на тестовой странице: Страница проверки работы ЭЦП в браузере.
Владелец сертификата ключа обязан:
Электронные услуги Росреестра доступны по ссылке: Электронные услуги и сервисы.
Электронные услуги ведомства, в том числе подача запросов и заявлений в электронном виде, доступны гражданам посредством использования сервиса «Личный кабинет» https://lk.rosreestr.ru/ на официальном сайте Росреестра. При открытии сервиса «Личный кабинет» правообладателю доступна возможность обращения в орган регистрации прав с интересующим его видом заявления на осуществление государственного кадастрового учета и/или регистрационных действий в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, либо с запросом сведений ЕГРН. Кроме того, пользователь электронного сервиса «Личный кабинет» в on-line режиме получает актуальную информацию о принадлежащих ему объектах недвижимого имущества, их характеристиках с учетом всех произведенных изменений в сведениях. Указанная информация доступна в разделе «Мои объекты» сервиса в отношении всех объектов недвижимости, принадлежащих правообладателю-пользователю сервиса и находящихся в любом регионе Российской Федерации. Дополнительно в сервисе реализована возможность проверки сведений об объекте недвижимости, содержащихся в «Личном кабинете» на сайте Росреестра с аналогичными данными других электронных ресурсов, к примеру, со сведениями о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащимися в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте Федеральной налоговой службы.
Для открытия сервиса «Личный кабинет» пользователю сайта Росреестра понадобятся логин и пароль, используемые на портале госуслуг Российской Федерации (при наличии на портале gosuslugi.ru профиля гражданина), т.к. на территории Российской Федерации используется единая система идентификации и аутентификации для получения доступа к государственным услугам в электронном виде.
Руководство и видеоинструкции Росреестра по работе с порталом и электронной подписью: