С 02 марта 2022 для совершения сделки с недвижимость с гражданами из недружественных стран, необходимо получение специального разрешения! |
01 марта 2022 Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».
Положениями Указа № 81 со 02 марта 2022 установлены помимо прочего ограничения в сфере оказания государственных услуг по государственному кадастровому учету объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Под недружественными государствами согласно Указа № 81 понимаются Соединенные Штаты Америки и примкнувшие к ним иностранные государства и международные организации. Распоряжением Правительства РФ от 05 марта 2022 № 430-р утвержден Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия. В Перечень недружественных государств также включены все государства – члены Европейского союза.
✎ | Обращаем внимание, что Донецкая Народная Республика (признана Российской Федерацией Указом Президента Российской Федерации от 21.02.2022 № 71) и Луганская Народная Республика (признана Российской Федерацией Указом Президента Российской Федерации от 21.02.2022 № 72) не подпадают под действие Указа № 81. |
Указанный перечень недружественных государств может меняться, в связи с чем просим проверять актуальность информации о недружественных странах в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации, например, на Официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/.
Особый порядок установлен для любых сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
К таким сделкам относятся:
Особый порядок распространяется как на сделки, совершенные в простой письменной форме, так и на нотариальные сделки.
При этом действие Указа № 81 распространяется не только на сделки, совершенные после 02 марта 2022, но и на сделки, заключенные до 02 марта 2022 и представленные в орган регистрации прав, но после 02 марта 2022 (то есть после вступления в силу Указа № 81) находящиеся на рассмотрении в органе регистрации прав (то есть на этот момент окончательное решение по ним принято не было).
Под действие Указа № 81 подпадет также государственная регистрация права собственности лица на основании соответствующего вступившего в законную силу судебного акта, установившего такое право, предметом рассмотрения которого являлась сделка, подпадающая под действие Указа № 81.
Например, если решением суда признана недействительной сделка по купле-продаже недвижимого имущества и применены последствия такой недействительности в виде реституции и возврата имущества прежнему собственнику, при этом стороной такой сделки являлось иностранное лицо недружественного государства, государственная регистрация права прежнего собственника будет осуществляться при соблюдении условий, установленных Указом № 81.
Действие Указа № 81 применяется также к случаям (в том числе на основании соответствующего судебного акта):
Под действие Указа № 81 подпадет государственная регистрация права на имущество, составляющее паевые инвестиционные фонды или приобретаемое для включения в его состав.
Действие Указа № 81 распространяется на государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество в порядке универсального правопреемства в случае реорганизации юридического лица.
Под действие Указа № 81 подпадут также сделки по отчуждению иностранными лицами недружественных государств принадлежащих им на праве собственности приграничных участков, расположенных в городе Севастополе, во исполнение положений гражданского законодательства Российской Федерации и Указа Президента РФ от 20.03.2020 № 201 «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26».
Например, действие Указа № 81 не распространяется на государственную регистрацию договора аренды с правом последующего выкупа арендуемого имущества или договора ипотеки с правом оставления залогодержателем заложенного имущества за собой на основании соглашения. При этом, под действие Указа № 81 подпадут сделки, которые будут совершаться во исполнение этих сделок в будущем.
Особый порядок распространяется на любые объекты недвижимости, находящиеся в Российской Федерации:
Положения Указа распространяются на сделки, которые могут осуществляться:
Согласно Указа под лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, понимаются юридические и физические лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, в том числе если они:
✎ |
|
Указ № 81 содержит и исключение - его действие не распространяется на сделки, стороной которых является Центральный банк Российской Федерации и государственные органы.
Согласно разъяснений уполномоченных органов власти действие Указа № 81 не распространяется на:
Обязательным условием совершения указанных видов сделок со 02 марта 2022 включительно является получение разрешения, выдаваемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, которое также при необходимости должно содержать условия осуществления таких сделок.
Правительственная комиссия образована на основании постановления Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, которым утверждено и соответствующее Положение о комиссии. В составе Правительственной комиссии в настоящее время образована специальная подкомиссия для целей выдачи указанных разрешений.
Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на осуществление резидентами сделок с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 295.
Заявление о выдаче разрешения на осуществление сделки или группы сделок, представляется резидентом или лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия, в Министерство Финансов Российской Федерации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, и порядок их представления и рассмотрения установлены в п.п. 5 – 16 Постановления № 295.
Подробная информация о получении разрешения размещена в настоящее время также на сайте Минфина России https://minfin.gov.ru/ru/.
✎ | Разрешение Правительственной комиссии заявитель обязан представить в орган регистрации прав самостоятельно с соответствующим пакетом документов на регистрацию сделки. Непредставление указанного разрешения Правительственной комиссии будет являться основанием для приостановления и возможного последующего отказа государственной регистрации права на основании сделки, совершенной с недружественным иностранным лицом. |
Вместе с тем, Протоколом заседания Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций от 17.03.2022 № 12 в настоящее время разрешено резидентам совершать сделки:
В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» в целях применения Указа № 81 лицами иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:
Обязанность предоставления документов, подтверждающих факт раскрытия контроля перед налоговым органом, лежит на заявителях, осуществляющих представление заявлений и документов в орган регистрации прав. Подтверждением такого раскрытия являются (либо/либо):
Таким образом, государственная регистрация сделок, подпадающих под действие Указа № 81, возможна в настоящее время при соблюдении одного из следующих условий (либо/либо):
Во избежание возможных неприятных ситуаций, в том числе связанных с принятием решений о приостановлении и отказе в государственной регистрации, просим принимать указанную информацию во внимание при оформлении правоустанавливающих документов, а также представлении заявлений и документов на государственную регистрацию.
Дополнительно обращаем внимание заявителей, что однозначные выводы о достаточности (необходимости) представленных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства возможно сделать исключительно после приема документов на стадии проведения правовой экспертизы.