Правительство Севастополя

Управление государственной регистрации
права и кадастра Севастополя

Главная страница » Новости


Что такое комплексные кадастровые работы и зачем они необходимы

Под комплексными кадастровыми работами (ККР) понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов объектов недвижимости.

В результате выполнения ККР возможно образовать земельные участки, осуществить уточнение местоположения границ земельных участков, установить или уточнить местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, обеспечить исправление реестровых ошибок в части местоположения границ объектов недвижимости.

В 2024 году на территории города Севастополя проводятся ККР в границах 10 кадастровых кварталов:

  • 91:01:002001, 91:01:003009, 91:01:026001, 91:01:058002;
  • 91:02:006001;
  • 91:03:001008;
  • 91:04:003019, 91:04:011001, 91:04:037001, 91:04:043001.

Основные преимущества комплексных кадастровых работ:

  1. Одна процедура для множества участков: благодаря ККР, собственники могут внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сразу по целому массиву земельных участков, что значительно экономит время и упрощает процесс.
  2. Снижение земельных споров: ККР помогают уменьшить количество споров по земельным вопросам, устранив существующие ошибки и предотвращая возникновение новых. Это способствует укреплению правовых отношений между собственниками и разрешению возможных конфликтов.
  3. Согласование местоположения границ: специальная согласительная комиссия занимается согласованием местоположения границ, освобождая собственников от необходимости проведения этих процедур самостоятельно. Это гарантирует точность и надежность информации о земельных участках.
  4. Определение местоположения зданий и сооружений: в рамках ККР проводится определение местоположения контуров зданий и сооружений, что позволяет осуществить «привязку» зданий и сооружений к земельным участкам. Это обеспечивает более точное и прозрачное управление недвижимостью.

На территории города Севастополя заказчиком ККР является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ДИЗО).

Исполнителями комплексных кадастровых работ являются кадастровые инженеры – ИП либо кадастровые инженеры, работники юридического лица. Контракт или договор подряда заключается с ИП или юрлицом. Кадастровые инженеры должны состоять в СРО.

Как правообладателю недвижимости действовать при проведении комплексных кадастровых работ:

  • Исполнитель работ направляет извещения правообладателям объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, по адресам и (или) адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРН. О начале проведения работ можно узнать, в частности, на сайте Севреестра и на сайте ДИЗО;
  • При уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Положениями действующего законодательства установлены минимальные и максимальные параметры возможного уменьшения или увеличения площади участка. По общему правилу она может уменьшиться не более чем на 10% по сравнению с указанной в ЕГРН;
  • Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, сведения о таком участке включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ. Такое согласие включается в состав приложения к карте-плану территории. Без такого согласия осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается;
  • Правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, не могут препятствовать проведению комплексных кадастровых работ. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.

Межевание земельного участка

Межевание земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения посредством определения координат характерных точек таких границ.

В настоящее время действующим законодательством не установлена обязанность собственника определять границы принадлежащего ему земельного участка (межевать земельный участок), а также отсутствует запрет на распоряжение (отчуждение) земельного участка, границы которого не определены.

В то же время необходимо отметить, если границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, они являются ориентировочными. В связи с чем однозначно определить местонахождение земельного участка на местности не представляется возможным.

В такой ситуации не исключены злоупотребления смежных землепользователей (например, при установлении границ, принадлежащих им земельных участков, увеличение площади такого земельного участка за счет земельного участка, границы которого не установлены), судебные споры с владельцами соседних (смежных) земельных участков, а также самовольный захват земельного участка (части земельного участка) со стороны других лиц.

Работы по установлению на местности границ земельного участка осуществляются по желанию его собственника (собственников) кадастровым инженером на основании заключаемого с ним в соответствии с установленными требованиями договора подряда на выполнение кадастровых работ. Реестр кадастровых инженеров размещен на сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, на официальном сайте Севреестра в разделе Государственный кадастровый учет» размещен «Рейтинг кадастровых инженеров».

На основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером при проведении кадастровых работ, сведения о границах земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (форма заявления установлена приказом Росреестра от 19.08.2020 П/0310), поданному собственником (собственниками) земельного участка.


Расчет по возмездным сделкам

На основании возмездной сделки (например, купли-продажи, уступки права требования) одна сторона обязуется передать предмет договора (объект недвижимого имущества, право требования) другой стороне, а другая сторона обязуется принять и уплатить за него определенную денежную сумму (цену договора).

Представляемый на государственную регистрацию прав возмездный договор должен содержать информацию о том, что расчет произведен в полном объеме до подписания или в момент подписания договора, либо расчет между сторонами будет произведен в последующем (договор с условием о рассрочке платежа).

При заключении договора с условием о рассрочке платежа в силу пункта 5 статьи 488 Гражданского кодекса Российской Федерации у продавца по договору возникает право залога, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, при заключении договора с условием, что расчет будет произведен в последующем (договор с условием о рассрочке платежа), стороны договора должны прийти к соглашению о возникновении или не возникновении ипотеки в силу закона, что должно найти отражение в содержании договора.

Ипотека в силу закона также возникает при приобретении объекта недвижимости с использованием кредитных средств или средств целевого займа.

В случае возникновения залоговых обязательств на государственную регистрацию прав одновременно с заявлением о государственной регистрации прав должно быть представлено заявление о государственной регистрации ипотеки в силу закона. Такое заявление может быть представлено залогодателем или залогодержателем, либо нотариусом, удостоверившим договор, по которому возникает ипотека в силу закона. Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется без уплаты государственной пошлины.

Погашение записи об ипотеке осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».


Возможные причины приостановления государственной регистрации прав

Одной из часто встречающихся причин приостановления государственной регистрации прав являются случаи, когда сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки.

Пунктом 4 статьи 421, статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что: условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами; договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно статье 460 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц. В соответствии с частью 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Отсутствие в договоре сведений о таких ограничениях является основанием для приостановления государственной регистрации прав на основании пункта 17 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Для исключения возможной приостановки заявителям необходимо указывать в договоре все имеющиеся в отношении объекта и прав на недвижимость ограничения, например: ипотека, аренда, а также незарегистрированные ограничения и обременения - зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).

Актуальная информация об ограничениях (обременениях) прав на объекты недвижимости, содержится в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Для получения такой информации необходимо обратиться в Севреестр за выпиской об объекте недвижимости. В ней содержатся расширенные сведения, включающие и обременения объекта недвижимости. Получить ее можно через Государственное автономное учреждение «Цифровой Севастополь - Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе» (МФЦ), либо через Интернет посредством портала «Госуслуги».


Для чего на выписках из ЕГРН размещается QR-код

При совершении сделок с недвижимостью важно, чтобы получаемая информация была точной и достоверной. Проверить соответствующие объекты, узнать о возможных ограничениях (обременениях) прав позволяет услуга по предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Сегодня на выписках из ЕГРН имеется специальная маркировка или QR-код.

QR- код Росреестра – цифровой инструмент, который помогает проверить подлинность выписки из ЕГРН.

Данный сервис позволяет обезопасить граждан от мошеннических действий при проведении сделок с недвижимостью.

Теперь убедиться в достоверности, содержащейся в выписке из ЕГРН информации, граждане могут с помощью QR-кода, размещенного на всех предоставляемых выписках в правом верхнем углу.

Отсканировав QR-код, любое заинтересованное лицо может получить через официальный сайт Росреестра подтверждение подлинности сведений либо их опровержение, если выписка была фальсифицирована.

Необходимость проверки выписки возникла из-за действий мошенников, создающих сайты-двойники и мобильные приложения.

С 2023 года в выписке о недвижимости, полученной не собственником, не отражаются персональные данные правообладателя. Это является препятствием для покупателя при совершении сделки. Теперь нужно просить продавца предоставить выписку о недвижимости или раскрыть свои персональные данные. Чтобы убедиться, что выписка, предоставленная продавцом, актуальна и содержит достоверные сведения, граждане могут воспользоваться новым простым цифровым инструментом.

Если продавец прислала вам выписку из ЕГРН в виде электронного документа, заверенного усиленной квалификационной электронной подписью, то проверить корректность такой подписи вы можете на сервисе «Проверка электронного документа» (https://lk.rosreestr.ru/checking-ed): это должна быть подпись органа регистрации прав.

Данная функция реализована Росреестром, в том числе для обеспечения юридической чистоты совершаемых сделок и ускорения процесса получения сведений из ЕГРН.


Особенности совершения сделок по отчуждению имущества
несовершеннолетних граждан

Несовершеннолетние граждане являются особыми, относительно других субъектов, участниками гражданских правоотношений.

Для отчуждения имущества несовершеннолетнего необходимо разрешение органа опеки и попечительства. В некоторых случаях совершать сделки с несовершеннолетним запрещено.

Гражданская дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, как правило, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, по достижении восемнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Исключение составляют случаи приобретения полной дееспособности в результате вступления в брак до достижения 18 лет либо эмансипации, то есть объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 ГК РФ).

В связи с тем, что дееспособность несовершеннолетних ограничена, сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего имеют определенные особенности (ст. ст. 26, 28 ГК РФ).

В соответствии с нормами ГК РФ несовершеннолетние подразделяются на две категории – несовершеннолетние, не достигшие 14 лет (малолетние), и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право самостоятельно совершать сделки: они заключают договоры, расписываются в документах и т.д. При этом несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (п. 1 ст. 26 ГК РФ).

Малолетние граждане подобных прав не имеют, за них сделки совершают родители или другие законные представители.

Таким образом, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, совершать сделки от их имени могут только их родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28 ГК РФ).

Совершить сделку по отчуждению имущества (в том числе доли имущества) несовершеннолетнего (продажу, обмен или любую другую сделку, влекущую уменьшение имущества несовершеннолетнего или отказ от принадлежащих ему прав) можно только при наличии предварительного разрешения органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 37 ГК РФ, п. 3 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Сделка по отчуждению имущества (в том числе доли имущества) несовершеннолетнего, совершенная без такого разрешения, может быть признана недействительной (ст. 173.1 ГК РФ).

Кроме того, сделка по отчуждению недвижимого имущества (в том числе доли недвижимого имущества), принадлежащего несовершеннолетнему, подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы такой сделки влечет ее ничтожность (подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 163 ГК РФ, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Необходимо отметить, что законные представители несовершеннолетних, их супруги и близкие родственники не вправе совершать с несовершеннолетним сделки по отчуждению его имущества (в том числе доли имущества), то есть не могут быть приобретателями (например, одаряемыми, покупателями) имущества несовершеннолетнего. К близким родственникам относятся родители, дедушка, бабушка, а также полнородные и неполнородные братья и сестры (п. 3 ст. 37 ГК РФ, ст. 14 и п. 3 ст. 60 СК РФ). Также запрещено дарение от имени малолетних их законными представителями (подп. 1 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Учитывая вышеизложенное, при совершении сделок по отчуждению имущества несовершеннолетнего необходимо учитывать указанные правила в целях исключения приостановления и отказа в совершении учетно-регистрационных действий.


Севреестр информирует

Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в рамках оценки достоверности информации, размещенной в сети Интернет о возможных нарушениях земельного законодательства при возведении жилого дома на земельном участке по адресу: г. Севастополь, ул. Каспийская, д. 94/ул. Мирная, д. 14, в границах землепользования ОК ЖСТИЗ «Красная Горка 04» проведено контрольное (надзорное) мероприятие, по результатам которого установлено, что возведенный на земельном участке объект капитального строительства имеет признаки многоквартирности, а именно наличие признаков общего имущества: единой крыши и единого цельного фасада, общего фундамента, межэтажных перекрытий, одного земельного участка, внутридомовых инженерных коммуникаций, а также возможное наличие обособленных помещений и помещений общего пользования: подвалов, подъездов и лестничных клеток.

Наличие долевых собственников земельного участка и жилого дома с приобретением долей в результате договоров купли-продажи в разные временные периоды, также могут являться признаками фактического использования объекта капитального строительства «жилой дом» в качестве многоквартирного дома. На сайтах продажи недвижимости в общедоступной сети Интернет размещены однотипные объявления о продаже однокомнатных квартир-студий по адресу: г. Севастополь, ул. Каспийская, 94.

Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в Департамент городского хозяйства города Севастополя направлено уведомление о выявлении самовольный постройки для принятия мер по освобождению земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенного объекта капитального строительства.

Правообладатели земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. За совершение земельных правонарушений предусмотрена ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица к ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.


Оценка профилактического визита на Госуслугах

Севреестр информирует о реализации на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) сервиса по оценке контролируемыми лицами профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов.

Оценка профилактического визита на сайте Госуслуг:

  1. Зайти в свой личный кабинет на Госуслугах.
    • На верхней панели выберите "Профиль организации"
    • Справа перейдите в раздел "Контроль и надзор"
    • Найдите карточку проведенного мероприятия
    • Справа наверху нажмите кнопку "Оценить"
  2. Ответьте на несколько простых вопросов.
  3. Оцените работу инспектора.

Об устранении ошибок в правоустанавливающем документе

Что делать если в правоустанавливающем документе, подтверждающем наличие ранее возникшего права, допущена ошибка (описка) в фамилии, имени или отчестве?

Ранее возникшим считается право, которое возникло до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Исходя из положений Закона о регистрации, государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимости осуществляется в заявительном порядке и на основании правоустанавливающих документов (ст. 14 Закона о регистрации, ст. 6.1 Закона № 46-ЗС).

Статьей 21 Закона о регистрации установлены требования к документам-основаниям, представляемым на государственную регистрацию прав. Указанные документы должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе в текстах документов фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Кроме того, гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество (п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае если имя собственника в правоустанавливающем документе и заявлении о государственной регистрации права собственности различны, правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на вышеуказанный объект недвижимости (например: НаталЬя – НаталИя, ГеннадИевич – ГеннадЬевич и т.д.).

Вместе с тем в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении (п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).

При этом необходимо отметить, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК РФ), а также при отсутствии спора о праве, подведомственного суду (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

Таким образом, в случае если в ранее выданных документах допущена ошибка (описка) в фамилии, имени и отчестве правообладателя необходимо обратиться в районный суд по месту проживания с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа.


Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах территории садового товарищества

В Севреестр довольно часто обращаются заявители с разного рода вопросами, касающимися так или иначе государственной регистрации прав на объекты недвижимости.

Далее в статье речь пойдет об изменении вида разрешенного использования садового земельного участка на другой – «Индивидуальное жилищное строительство».

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, по форме и (или) содержанию должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации» изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

При этом частью 24 статьи 54 Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ведении гражданами садоводства) установлено, что изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу Закона о ведении гражданами садоводства садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.

Кроме того, правилами землепользования и застройки города Севастополя (далее – ПЗЗ) предусмотрена территориальная зона индивидуального жилищного строительства (тип 1.1) (Ж-2.1.1), которая установлена исключительно для территорий садоводческих товариществ, градостроительный регламент указанной территориальной зоны предусматривает вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), но его применение возможно только при наличии утвержденной документации по планировке территории улично-дорожной сети (проезды, улицы) в отношении всей территории садоводческого некоммерческого товарищества.

Учитывая изложенное, изменение вида разрешенного использования земельного участка в границах садового товарищества возможно при соблюдении следующих условий:

  • земельный участок образован из земельного участка, предоставленного созданному до вступления Закона о ведении гражданами садоводства садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан, но если такое некоммерческое объединение ликвидировано или является недействующим;
  • земельный участок образован из земельного участка, предоставленного созданному после вступления Закона о ведении гражданами садоводства садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан;
  • при наличии утвержденной документации по планировке территории улично-дорожной сети (проезды, улицы) в отношении всей территории садоводческого некоммерческого товарищества (данное условие установлено для территориальной зоны индивидуального жилищного строительства (тип 1.1) (Ж-2.1.1).

Внесудебное банкротство граждан

Основные изменения, внесенные во внесудебное банкротство граждан, которые вступили в силу в 4 квартале 2023 года (Федеральный закон от 04.08.2023 № 474-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»):

  1. В 2 раза увеличили максимальный размер обязательств: теперь гражданин имеет право на внесудебное банкротство, если общий размер его обязательств составляет не менее 25 тыс. руб. и не более 1 млн. руб. (ранее - 50 тыс. и 500 тыс. руб. соответственно) и есть предусмотренные законом основания.
  2. Добавили новые основания для внесудебного банкротства: право на внесудебное банкротство получили граждане в ситуации, когда в их отношении был предъявлен, но полностью не исполнен исполнительный документ имущественного характера и с момента выдачи такого документа прошло минимум 7 лет.
  3. Обязали банки, работодателей и госорганы выдавать справки по запросу должников.
  4. Сократили период, необходимый для инициирования нового банкротства во внесудебном порядке: теперь повторное заявление о внесудебном банкротстве можно подать по истечении 5 лет (а не 10, как ранее) с момента прекращения или завершения этой процедуры.
  5. Уточнили основание для наступления последствий, связанных с возбуждением процедуры внесудебного банкротства.

Продолжаем делиться информацией о выполненной работе Севреестра за 2023 год

Севреестром осуществляется государственная регистрация ограничений права (арестов, запретов) на недвижимое имущество.

Количество поступивших обращений об осуществлении государственной регистрации ограничений прав собственности и снятия таких ограничений в 2023 году меньше на 13 % чем в 2022 году (в 2023г. – 9 297, в 2022г. – 10 697). Средний срок осуществления государственной регистрации обременения ограничения права собственности не превышает нормативный и составляет 1 рабочий день.

В Севреестр в 2023 г. поступило 639 175 запросов о предоставлении сведений ЕГРН, что более чем на 29% превышает по объему поступившие запросы за прошлый год (в 2022г. – 453 872, в 2021г. – 347 046). Отмечается увеличение доли поступающих запросов о предоставлении сведений ЕГРН в электронном виде, в 2023 г. поступило 604 282 запроса в электронном виде, что составило 95% от общего объема поступивших запросов (в 2022г. – 408 324, 90,0%, в 2021г. – 307 452, 88,6%).

В 2023 г. появилась возможность получения сведений из ЕГРН через портал Госуслуг за 2023 г. поступило 3 713 запросов.

В 2023 г. из архивов Главного управления Госземагентства Украины в г. Севастополе (которое осуществляло регистрацию права на земельные участки до 31.12.2012) и Регистрационной службы Главного управления юстиции Украины в г. Севастополе (которая осуществляла регистрацию права на объекты недвижимости с 01.01.2013 по 20.03.2014) Севреестром предоставлены сведения по 7 340 обращениям граждан, органов исполнительной власти и юридических лиц, что на 12% больше показателя 2022 г. (в 2022г. – 6 533).

Консультирование заявителей в телефонном режиме:

  • По вопросам арестов и получения сведений из ЕГРН: +7(8692) 41-77-80;
  • По вопросам предоставления сведений Украинского периода из архива: +7(8692) 41-77-59.

Личный прием начальника отдела предоставления сведений, внесения арестов и ведения архива:
Еженедельно по средам с 14:00 до 17:30.
Запись на прием осуществляется по телефону по тел. +7(8692) 41-77-78 звонки принимаются:

  • пн.-чт. с 09:00 до 17:00;
  • пт. с 09:00 до 16:00;
  • перерыв с 13:00 до 13:45

Оформление права собственности на земельный участок в упрощенном порядке

Один из способов оформления права собственности на земельный участок в упрощенном порядке, установленном ст. 49 Закона о регистрации.

В случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права применяется упрощенный порядок.

Государственная регистрация права собственности на такой земельный участок осуществляется органом регистрации прав на основании заявления и одного из следующих документов (ч. 1 ст. 49 Закона о регистрации):

  • акта о предоставлении гражданину земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления;
  • акта (свидетельства) о праве гражданина на указанный земельный участок, выданного уполномоченным органом государственной власти;
  • выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (если земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
  • иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

В случае если на земельном участке расположено здание, которое перешло к гражданину в порядке наследования или по иным основаниям, государственная регистрация права собственности на этот земельный участок в упрощенном порядке может быть осуществлена на основании:

  • свидетельства о праве на наследство либо иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности гражданина на такое здание. Представлять эти документы не требуется, если право собственности гражданина на здание зарегистрировано в ЕГРН;
  • одного из документов, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право любого прежнего собственника указанного здания на земельный участок.

Итоги работы 2023 года.
Привязка объектов капитального строительства к земельным участкам и доля помещений, имеющих связь с объектами капитального строительства, в которых они расположены

По общему правилу в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о расположении объекта капитального строительства на земельном участке вносятся на основании подготовленного кадастровым инженером технического плана. Привязка объекта капитального строительства к земельному участку означает определение его координат на местности. Кроме того, установить привязку можно также в результате уточнения границ земельного участка. А о расположении помещений (машино-мест) в здании (сооружении), в которых они расположены вносятся на основании технического плана. Для этого необходимо также обратиться к кадастровому инженеру.

Данная работа реализуется, в том числе, в рамках выполнения на территории города Севастополя Дорожной карты реализации мероприятий по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями».

В 2023 году Севреестром активизирована работа по привязке объектов капитального строительства к земельным участкам, на которых они расположены. По результатам выполнения указанной работы доля объектов в отношении которых установлена связь с земельными участками составила 83,07 %, доля помещений, имеющих связь с объектами капитального строительства, в которых они расположены – 50,68%.

Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя продолжает работу по верификации данных ЕГРН.


Возврат неиспользованной или излишне уплаченной платы за предоставление сведений из ЕГРН через портал Росреестра

Подать заявление на возврат неиспользованной или излишне уплаченной платы за предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) отныне можно на портале Росреестра в режиме онлайн.

Существует несколько оснований для возврата денежных средств:

  • полностью в случае, если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН;
  • в случае внесения ее в большем размере, чем предусмотрено в соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.

Традиционный способ подачи документов на возврат платы за предоставление сведений из ЕГРН заключается в заполнении соответствующего заявления и его подаче почтовым отправлением или нарочно в Севреестр по адресу: г.Севастополь, ул.Демидова, д.13. Заявление о возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств можно заранее скачать на сайте Управления в разделе Информация-Государственная пошлина размещен бланк заявления о возврате излишне (ошибочно) уплаченных денежных средств (платы за предоставление сведений из ЕГРН, физическое лицо) или направить на адрес электронной почты sevreestr@sev.gov.ru, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью.

Однако с недавних пор заполнить заявку на возврат денег можно и в электронном виде. Для этого необходимо авторизоваться в личном кабинете правообладателя на сайте Росреестра, используя учетные данные Госуслуг. Далее, в разделе «Мои услуги и сервисы/Иное» выбрать услугу «Возврат платы и государственной пошлины». Пользователю предстоит ввести данные о заявителе и о платеже, подлежащем возврату, прикрепить платежный документ в формате pdf, zip или xml. Затем нужно будет проверить заявление, подписать его усиленной квалифицированной электронной подписью и отправить на рассмотрение в госорган.


Архив новостей за 2023 год

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Об Управлении Нормативные правовые акты Регистрация прав Предоставление сведений ЕГРН Кадастровый учёт
Земельный надзор Статьи Противодействие коррупции Контактная информация Электронная приёмная