Правительство Севастополя

Управление государственной регистрации
права и кадастра Севастополя

Главная страница » Статьи » Сделки с использованием электронных услуг Росреестра


Сделки с использованием электронных услуг Росреестра

Законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрена возможность заявителей представить на государственную регистрацию пакет документов в электронном виде - в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В условиях распространения в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) представление документов в электронном виде становится особенно актуальным, ведь это поможет избежать нахождения заявителей лично в Многофункциональных центрах государственных услуг (далее – МФЦ).

Государственная регистрация сделок с недвижимостью, осуществляемая органами Росреестра, предполагает развитие системы электронных сервисов и минимизацию затрат сил и времени заявителей.

Необходимые условия

1. Правовые

Осуществление государственной регистрации сделок в электронном виде в части, касающейся подготовки документов, ничем не отличается от регистрации прав при представлении документов на бумажном носителе.

В частности, заявителям необходимо подготовить саму сделку – договор, подлежащий государственной регистрации. Оформление договора происходит только в электронном виде и не требует аналогичного бумажного варианта.

При этом, сама сделка, представляемая на государственную регистрацию, должна соответствовать всем существенным условиям, установленным законом к подобному виду договоров.

Но прежде чем заключать любую сделку рекомендуем сначала обратиться с запросом на получение сведений из ЕГРН, воспользовавшись электронной формой запроса, размещенной на официальном сайте Росреестра, обратиться в любой из офисов МФЦ либо направить запрос по почте.

2. Технические

Главным техническим условием для осуществления государственной регистрации сделки с использованием электронных услуг Росреестра является наличие у каждой стороны сделки электронной цифровой подписи.

Более подробная информация о порядке получения и использования УКЭП в рамках работы с порталом Росреестра размещена в разделе «Статьи» сайта: «Как получить государственные услуги, оказываемые Росреестром в электронном виде».

Порядок представления документов

Порядок представления документов разберем на примере государственной регистрации перехода права собственности на основании договора купли-продажи объекта недвижимости.

Итак, для представления на государственную регистрацию сделки с использованием электронных услуг Росреестра необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Сохранить сделку в формате PDF-файла или XML-документа и с использованием программного обеспечения подписать ее УКЭП всех сторон. Иные необходимые документы в тех же доступных форматах подписать УКЭП (в открепленном виде) лиц, к которым данные документы относятся.
  2. На портале Росреестра перейти в раздел государственной регистрации прав и выбрать раздел «Регистрация права собственности» и вид регистрируемого права.
  3. В открывшейся форме выбрать «Регистрация перехода права» для заполнения двух заявлений: продавцом и покупателем.
  4. Далее выбрать «Перейти к деталям запроса» и открыть Шаг 1 заявления от продавца, выбрать тип объекта недвижимости и внести все сведения о нем, в нижней части Шага 1 внести персональные и контактные данные о заявителе-продавце.
  5. Аналогичным образом заполнить заявление от имени покупателя, а также выбрать отметку в графе «Выдать выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости».
  6. На Шаге 2 выбрать правообладателя и все появившиеся графы, обязательно указав номер контактного телефона.
  7. Нажав «Перейти к прилагаемым документам» и перейдя на Шаг 3, приложить скан-образы документов:
    • сделки, подписанной всеми сторонами;
    • документов, удостоверяющих личности сторон;
    • иных необходимых документов (например, согласие супруга и свидетельство о браке, расторжении брака).
  8. Выбрать «Перейти к проверке данных» и перейти к заключительному шагу заполнения заявлений, проверить все введенные данные и нажать «Подписать». В появившемся окне выбрать личный сертификат УКЭП сначала продавца и ввести пароль, затем совершить аналогичные действия от имени покупателя.
  9. После завершения этапа подписания пакету представленных документов будет присвоен номер.

Оплата государственной пошлины

За государственную регистрацию сделок с использованием электронных услуг Росреестра уплачивается льготная государственная пошлина. Размеры государственной пошлины за учетно-регистрационные действия установлены в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

За получение государственной услуги в электронном виде размер государственной пошлины для заявителя-физического лица снижен на 30%, юридические лица оплачивают государственную пошлину в полном размере. Более подробно узнать о размерах государственной пошлины за конкретные учетно-регистрационные действия можно на сайте Росреестра: Порядок уплаты и размеры госпошлины.

Итак, после заполнения документов на электронном портале Росреестра на указанную заявителем электронную почту придет уведомление о приеме документов с требованием об уплате государственной пошлины, после чего заявитель уведомляется об отправке его документов в работу органа регистрации прав.

Результат оказания услуги

После истечения срока осуществления государственной регистрации по факту проведенной государственными регистраторами правовой экспертизы представленных документов заявитель получает:

  • сведения о положительном решении;
  • уведомление о приостановлении государственной регистрации;
  • уведомление о прекращении государственной регистрации.

При положительном решении по представленному пакету документов заявитель получает договор с УКЭП государственного регистратора, а также XML-документ зарегистрированной сделки, который представляет собой штамп о регистрации, проставленный на заднюю страницу договора с номером записи о регистрации в ЕГРН. XML-документ так же сопровождается отдельной УКЭП.

Выписка из ЕГРН, удостоверенная УКЭП, направляется по факту осуществления государственной регистрации, в случаях, установленных Административным регламентом Росреестра.

Объект недвижимости после государственной регистрации права собственности на имя заявителя появится в разделе «Мои объекты» в личном кабинете Росреестра.

При приостановлении государственной регистрации уточнить способы устранения причин можно по горячей линии Севреестра по телефону 8 (8692) 555-314, после чего пакет дополнительных документов необходимо представить в разделе «Другие действия», выбрав пункт «Представление дополнительных документов».

Преимущества

Итак, регистрация сделок с использованием электронных услуг Росреестра имеет ряд явных преимуществ перед представлением документов в общем порядке (через МФЦ):

  • сроки осуществления регистрации документов, поступивших в электронном виде, сокращены по сравнению со сроками осуществления регистрации документов, поступивших в общем порядке, и составляют 7 рабочих дней для сделок в простой письменной форме и 1 рабочий день для нотариальной удостоверенных сделок;
  • размер государственной пошлины за подобную услугу для физических лиц снижен на 30% по сравнению с общими размерами государственной пошлины;
  • заявитель экономит свое время при представлении документов на регистрацию сделок в электронном виде, так как сам определяет время и дату заполнения заявления на портале Росреестра;
  • услуга по регистрации сделок в электронном виде доступна любой категории заявителей: физическим и юридическим лицам, государственным и муниципальным органам, нотариусам.

Нотариально удостоверенные сделки

Законом для сделок с недвижимым имуществом предусмотрены две возможные формы их совершения – простая письменная и нотариальная. При этом, перечень сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, установлен законом. Например, придется обратиться к нотариусу в случае отчуждения или ипотеки долей в праве собственности не всеми участниками по одному договору. Однако, большинство иных предусмотренных законом сделок могут быть совершены в простой письменной форме.

Зачастую заявители обращаются к нотариусам за удостоверением сделок, которые не требуют нотариальной формы в силу прямого указания закона, что даже в случае электронной формы обращения за государственной регистрацией значительно усложняет процесс подготовки к такой сделке.

К издержкам такой государственной регистрации можно несомненно отнести стоимость услуг нотариусов, которая варьируется в каждом субъекте в зависимости от нотариальных тарифов и стоимости предмета сделки: нотариус берет за свои услуги процент от стоимости объекта недвижимости.

В то же время, при оформлении сделки нотариус может потребовать от вас дополнительные документы, которые необходимо уточнять (собирать) в каждом конкретном случае в зависимости от вида совершаемой сделки. Это обусловлено тем, что ответственность по правовой экспертизе за такую сделку будет нести нотариус. При этом, получение и представление таких дополнительных справок и документов отнимет у заявителя гораздо больше сил и времени, чем сбор документов для совершения договора в простой письменной форме.

Обращаем внимание, что нотариально удостоверенная сделка по сравнению с простой письменной не является неоспоримой, и в случае возникновения споров преимуществ иметь не будет.

При этом, преимущества простой письменной формы сделки очевидны: отсутствие значительных денежных трат и простота представляемого на государственную регистрацию пакета документов в электронном виде.

© 2014 — 2020 «Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя»

 

Адрес: 299011, Россия, г. Севастополь, ул. Демидова, 13

Эл. почта: sevreestr@sev.gov.ru

Телефон: (8692) 54-25-03, 555-195